Размер шрифта
Межстрочный интервал
Цвет
Вы студент и еще не зарегистрированы? Регистрация
подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
1. Код и наименование направления подготовки;
2. Уровень образования:
высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации. Квалификация: Исследователь. Преподаватель-исследователь;
3. Нормативный срок обучения;
4. Направленность образовательной программы, характеризующая ее ориентацию на конкретные области знания и (или) виды деятельности и определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности и требования к результатам ее освоения;
Освоение обучающимся понятийного и концептуального аппарата социологической науки, необходимого для изучения общества как сложной иерархизированной системы, находящейся в процессе функционирования, в контексте глобальных противоречивых тенденций и факторов, связанных с глобализацией и регионализацией.
Основные формы проведения занятий – лекции и семинары, организованные с учетом современных образовательных технологий. Кроме того, используются следующие современные образовательные технологии:
· Технологии проблемного обучения (проблемные лекции и семинары с конструированием проблемной ситуации, метод эвристических заданий для семинарских занятий, метод исследовательских заданий при подготовке выступлений на семинарских занятиях и научных конференциях).
· Технологии, обеспечивающие развитие критического мышления: интерактивная форма подачи учебного материала, вовлечение учащихся в осмысление проблемных ситуаций.
· В качестве основных форм самостоятельной работы аспирантов предполагается аналитическая обработка текста (аннотирование и конспектирование); работа со словарями и справочниками; составление библиографии; выполнение индивидуальных заданий по личной инициативе аспиранта.
Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров состоит из:
1) образовательной составляющей (обязательные и факультативные дисциплины, а также педагогическая практика);
Приобретение комплексных компетенций и практических навыков профессиональной работы социолога в учреждениях или подразделениях социологического профиля, путем включения обучающегося в практику современного социологического труда, позволяющего реализовать полученную теоретическую подготовку по основным видам профессиональной деятельности и приобретения опыта самостоятельной работы.
2) исследовательской составляющей (научно-исследовательская работа аспиранта и выполнение диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, кандидатские экзамены, подготовка к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук).
Научно-исследовательская работа аспирантов проводится с целью получения и реализации навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности, сбора, анализа и обобщения научного материала Выполнение научно-исследовательской работы направлено на формирование у аспиранта способности самостоятельно мыслить, сопоставлять, анализировать факты, обобщать их, логически последовательно излагать изученный материал. Научно-исследовательская работа - самостоятельное исследование аспиранта научного характера, способствующее формированию и актуализации интереса к творческой и научно-исследовательской деятельности, углубленному изучению предмета исследования, приращению научного знания в рамках соответствующей науки.
5. Базовая и вариативная части образовательной программы. Перечень обязательных дисциплин, дисциплин по выбору и факультативных дисциплин в составе образовательной программы.
· История и философия науки
· Современные проблемы истории и философии науки: методологический практикум
· Иностранный язык (англ., нем., франц., исп. – по выбору)
· Иностранный язык (англ., нем., франц., исп. – по выбору) в сфере профессиональной коммуникации
· Социальная структура, социальные институты и процессы
· Социология гендерных отношений
· Молодежь в социальной структуре российского общества
· Социальная стратификация в современном российском обществе
· Институционализация здорового образа жизни в условиях социальной дифференциации
· Современные теории и методологии в исследовании социальных структур
· Инноватика: теория и практика
· Социология управления
· Теории и практика зарубежного и российского муниципального менеджмента
· Социальное проектирование
· Социология организаций
· Гендерные аспекты управления
· Методы социологических исследований в социологии управления
· Формальные и неформальные практики в управленческих отношениях
· Социология культуры
· Социализация и воспитание молодежи в современном российском обществе
· Власть и социальный контроль в культурной жизни
· Молодежные культурные практики в современной России
· Инновационные практики в сфере образования
· Методы социологических исследований в социологии культуры
· Социология досуга и повседневности.
Все дисциплины, изучаемые аспирантами в рамках данной программы обеспечены учебной, учебно-методической литературой, которая имеется в библиотечном фонде Южного федерального университета и представлена на сайтах Цифрового Кампуса ЮФУ (www. incampus.ru); Информационного интегрированного комплекса ЮФУ (www.iik.sfedu.ru/). Пользователи библиотеки ЮФУ имеют доступ к полнотекстовым ресурсам, позволяющие получать научную информацию в полнотесктовых электронных базах всемирно известных издательств(www.librari.sfedu.ru/).
6. Преподавательский состав образовательной программы (ФИО, должность, ученая степень, ученое звание научных руководителей и преподавателей; их достижения: участие в научно-исследовательских проектах, патенты и т.д.);
Образовательный процесс по программе и научное руководство аспирантами обеспечивает высококвалифицированный научно-педагогические коллектив в следующем составе:
1. Марченко Татьяна Александровна – д.с.н., профессор кафедры социологии, руководитель направления подготовки 39.06.01 – Социологические науки.
2. Филоненко Виктор Иванович – д.с.н., доцент, декан факультета социологии и политологии;
3. Астоянц Маргарита Сергеевна – д.с.н., доцент, зав. кафедрой социологии;
4. Тарасенко Лариса Викторовна – д.с.н., профессор, зав. кафедрой моделирования социальных процессов;
5. Ковалев Виталий Владимирович – д.с.н., профессор, зав. кафедрой политической социологии;
6. Савченко Людмила Алексеевна – д.ф.н., профессор кафедры социологии;
7. Лукичев Павел Николаевич – д.с.н., профессор кафедры конфликтологии;
8. Борцов Юрий Сергеевич – д.с.н., профессор кафедры политической социологии;
9. Васьков Максим Александрович – д.с.н., ст. преподаватель кафедры моделирования социальных процессов;
10. Кротов Дмитрий Валерьевич – д.с.н., преподаватель кафедры социологии и др.
Преподавателями, обеспечивающими подготовку аспирантов по направлению подготовки, ведется активная научно-исследовательская работа, представленная как теоретическими, так и прикладными исследованиями.
За последние пять лет коллективом были опубликованы более 30 научных монографий, в том числе наиболее значимые:
· Марченко Т.А. (в соавт: Шилкина Е.Л., Новиков И.А.) Музыка как форма социального взаимодействия;
· Марченко Т.А. (в соавт: Шилкина Е.А., Смоляниченко В.А.) Ценности ненасилия в сознании российской молодежи, и др.
Научно-педагогическим коллективом осуществляется активная научно-исследовательская работа, в том числе выполнены:
1) Гранты Президента РФ (Астоянц М.С., Тарасенко Л.В.).
2) Гранты РФФИ, РГНФ (Тарасенко Л.В., Филоненко В.И., Васьков М.А.).
3) Государственные контракты (Васьков М.А., Кротов Д.В.).
4) Внутренние гранты по программе развития Южного федерального университета на 2011-2021 гг. (Астоянц М.С., Марченко Т.А., Тарасенко Л.В., Филоненко В.И., Кротов Д.В. и др.)
Кафедра социологии и кафедра моделирования социальных процессов сотрудничают со следующими зарубежными вузами и организациями в области совместного участия в конференциях, обмена научными достижениями (информацией о возможных публикациях, совместных проектах и т.д.):
1. Макеевский Экономико-гуманитарный Институт, Гуманитарный факультет, кафедра философии и социологии;
2. Монгольский Государственный Университет, факультет социальных наук;
3. ГУО «Минский государственный лингвистический университет» (МГЛУ) кафедра психологии;
4. Центр социальных и политических исследований, г. Сухум, Абхазия;
5. Центр международных образовательных программ Казахского экономического университета им. Т. Рыскулова (Казахстан);
6. Казахский национальный педагогический университет им. Абая (Казахстан);
7. Берлинская социальная служба (Германия).
8. Тракийский технологический университет (Болгария) и др.
7. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности (отметить наличие современной научно-исследовательской базы по профилю направления, возможность доступа к информационным и электронно-библиотечным системам, информационно-телекоммуникационным сетям, электронным образовательным ресурсам и т.п.);
Образовательный процесс на кафедре обеспечен специальным оборудованием, компьютерами. Аудиторный фонд факультета социологии и политологии (аудитории: 324, а.327, а.301, а.501, а. 302). Указанные аудитории оснащены интерактивными досками Interwrite, и интерактивными досками SMART, ноутбуками и мультимедийными проекторами. На кафедре имеются рабочие места, оборудованные компьютером с выходом в Интернет и доступом к электронным информационно-библиотечным ресурсам.
К организационным формам, в которых осуществляется научно-исследовательская работа аспирантов, относятся: подготовка рефератов, докладов и собственно диссертационных проектов, участие в научных конференциях, симпозиумах, круглых столах, олимпиадах, конкурсах и проектах, научные публикации.
На факультете социологии и политологии осуществляет работу Социологический центр мониторинга, диагностики и прогнозирования социального развития ЮФУ, на базе которого возможно проведение прикладных социологических исследований аспирантов по темам диссертационных исследований.
В Южном федеральном университете действует диссертационный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по социологическим наукам.
8. Результаты освоения программы (универсальные и профессиональные компетенции) выпускником:
· Обладает культурой научного мышления: способен к восприятию, обобщению, анализу информации, формулировке научной проблемы по выбранной специальности, постановке цели и выбору путей ее достижения.
· Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; в том числе с использованием сети Интернет и современных компьютерных технологий.
· Способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, создавать научные тексты профессионального назначения.
· Готов к использованию одного из иностранных языков на уровне, достаточном для делового общения, для поиска и анализа иностранных источников научной информации, подготовки научных публикаций на иностранном языке
· Готов к кооперации с коллегами, к работе в коллективе на общий результат, умеет эффективно общаться с коллегами, разрешать конфликтные ситуации
· Умеет организовывать и вести научно-исследовательскую работу по избранной научной специальности, брать на себя ответственность за работу членов коллектива, находить и принимать организационно-управленческие решения
· Способен использовать основные законы естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования
· Обладает высоким морально-нравственным уровнем; в своем личностном и общекультурном развитии готов опираться на базовые ценности мировой культуры
· Умение представить эволюцию своей научной дисциплины в контексте истории и методологии науки, смены ее основных парадигм, школ и фундаментальных проблем, составляющих основу инновационных знаний: понимание места и роли своей научной дисциплины в динамике взаимодействия гуманитарной и естественно-научной мысли.
· Владеет современными научными методами анализа структурных элементов сложных иерархизированных социальных систем.
· Способен выделять объект и предмет научного исследования. используя уровневый подход в социологии.
· Умеет применять критериальную шкалу при анализе и практическом использовании данных о социальной мобильности на глобальном и региональном уровнях протекания социальных процессов.
· Умеет выявлять динамику ценностей и ориентаций социальных и профессиональных групп для прогнозирования возможных моделей социального поведения и социальных взаимодействий.
· Умеет объективировать в научном исследовании социальное пространство на основе системного и структурного подходов.
· Владеет квалиметрическими показателями при исследовании и измерении социальной дистанции.
· Умеет анализировать и прогнозировать социальные конфликты в социальных структурах, институтах и процессах.
· Умеет анализировать рынок труда в России, его тенденции риски.
· Умеет сопоставлять социальные факты и потребности населения в развитии социальных институтов и по результатам исследования формулировать предложения по составлению социальных программ развития.
· Умеет адекватно использовать в диссертационном исследовании социологический инструментарий.
· Использует знание истории разработки основных категорий, понятий и методов социологической науки в области исследования социальных институтов и процессов.
· Способен применять современные научные теории, методы и профессионально авторизовать их в исследовательском процессе.
9. Возможные сферы деятельности выпускников.
Выпускники, прошедшие подготовку по программе подготовки 39.06.01 – Социологические науки могут быть востребованы в сфере научно-исследовательской, педагогической работы в системе профессионального образования, в органах исполнительной власти. Местами их трудоустройства могут быть социологические службы предприятий, организаций, учреждений любой отрасли экономики. Также возможная сфера деятельности – консалтинговые услуги, организация и проведение социологических и маркетинговых исследований.